My gentle self... )
Диалектика как способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях...
Мне прямо понравилось.
Мне прямо понравилось.
Хотя и объективные поводы для симпатий по отношению к нему тоже определенно есть )
А каковы субъективные причины, Вы могли бы сказать?
Субъективные - это скорее соответствие моих представлений о мире тому, о чем говорил он. Люди не как средства, а как цели - тяжело, но достойно.
А разрушение иллюзий на пути к истине и столкновение с противоречиями - это просто очень сейчас. Поиск чего-либо своего в этом мире. То, что можно было бы сделать своей верой. В наименее религиозном плане, так что, наверное, скорее даже жизненной установкой... Как-то так. )
Трансцендентальная диалектика - это одно из любимых моих мест у Канта.
Он очень здорово показывает, как человеческий разум, желая быть абсолютно достоверным, пускается в спекуляции - и в результате лишь обосновывает собственные интересы, а не судит об истине.
Это хороший метод. И хороший урок философского скептицизма.
Другое дело, что, по моему скромному мнению, в жизни этот философский скептицизм может мешать: противоречия, избегаемые философом, здравый смысл просто снимает, следуя по пути как раз собственной заинтересованности...
То есть, лучше всё равно опираться во всём на собственную заинтересованность? )
Наверное, быть объективными для нас просто невозможно...
По крайней мере, Кант не говорил обо всём так, он как раз ограничивал возможное достоверное знание от прочих, сначала в теоретическом смысле (пытаясь избавиться от спекулятивного диалектического знания), затем в практическом - с помощью категорического императива определив истинно моральный поступок, свободный от наших желаний и измышлений, ну а затем и в эстетике...
Но... тут можно спорить, я думаю.
Достоверным или в этом смысле объективным оказывается ведь то, чему строго определены границы, то, чье основание мы не можем подвергнуть сомнению.
И все равно, даже если мы будем сомневаться в объективности наших предпосылок - будет оставаться неделимый остаток, который мы еще не подвергли сомнению, который еще может содержать в себе печать нашей субъективности.
Так что да, я с тобой согласен в том, что мы не можем быть объективными.
Диалектика - способ "организованности" объективного и субъективного миров в их противоречивом взаимодействии.
Как-то сразу вспоминается Инь-Ян и концепция равновесия мира.